Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Описание метода обработки данных

 

Методика сбора и обработки данных об уровне информатизации школ, которая применяется в ходе обследования,  построена с использованием кластерной модели (далее  - К-модель). Подробно о К-модели см. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю.  О построении модели процесса информатизации школы. 

В основе К-модели лежит представление о том, что школа в процессе информатизации последовательно переходит из одного состояния в другое, или же ее состояние остается без изменения. 

Два способа описания состояния информатизации школы

Существуют группы близких друг другу состояний информатизации школ. Образовательные учреждения, которые находятся в этих состояниях, решают аналогичные задачи развития, сталкиваются с близкими проблемами, используют аналогичные способы их решения.

Одна из главных практических целей разработки К-модели – помочь администрации школы и учителям  использовать опыт других школ при формировании представления о желаемом будущем своей школы и поддержать процесс обмена опытом информатизации между отдельными образовательными учреждениями (в том числе, с использованием средств ИКТ). Для этого необходимы, с одной стороны, детальное описание опыта информатизации отдельных школ, а с другой – эффективный механизм их группировки, который позволяет сравнивать школы между собой.

Соответственно, каждая школа описывается набором показателей, которые фиксируют ее состояние информатизации (значения этих показателей определяются с помощью «Анкеты информатизации), и текстом под названием «История информатизации».

Каждый из показателей состояния информатизации образовательного учреждения имеет множество значений. Развитие процесса информатизации можно описать как цепь (последовательность) переходов из  одного состояния в другое.

В К-модели действует представление о том, что все школы можно разбить на группы  (кластеры) с помощью набора показателей (формализованная часть описания процесса информатизации школы). Для определения принадлежности школы к той или иной группе школ, объединенных похожим уровнем информатизации, используется аппарат объективной классификации, который основан на методах статистического анализа.

Чтобы упростить процесс, в каждом из выявленных кластеров можно отобрать типичного представителя (фокусную школу) и составить для него развернутую Историю информатизации (рис. 3). Эту Историю можно интерпретировать как характерный пример описания процесса информатизации школ, входящих в данный кластер.

Используя современные средства доступа к данным (архивы в Интернет, сайты школ и пр.), члены школьной команды могут целенаправленно знакомиться с Историями информатизации фокусных школ. Их могут интересовать данные о школах из своего или других кластеров, близких к ним по тем или иным характеристикам (или по группе характеристик). Такие данные для каждой школы, которая принимала участие в анкетировании, представлены в подготовленных специально для нее разделах на сайте http://matrix.ntf.ru.

   

  

Рис. 1. Фокусные школы как представители своего кластера

 

 

 

Использование К-модели при определении направлений развития/информатизации школы

Итак, школы «собираются» в устойчивые группы (кластеры), которые соответствуют определенному «качеству» школьной жизни. В терминах модели можно анализировать и варианты «малого развития» (изменения, которые происходят внутри отдельных кластеров), и процессы перехода учебного заведения из одного кластера в другой. В связи с тем, что число кластеров и возможных переходов между ними достаточно велико, можно обсуждать различные варианты программы информатизации

Таблица  1. Перечень параметров описания состояния информатизации школ (факторов), которые использовались для распределения школ по типичным группам (кластерам)

Название фактора

1

Использование вариативных форм учебной работы, поддержанных средствами ИКТ

2

Развитие цифровой образовательной среды школы

3

Организационное обеспечение процессов информатизации школы

4

Доступность аппаратных средств

5

Использование ИКТ для решения задач управления школой

6

Педагогическая  ИКТ-компетентность работников школы

7

Использование Интернет в учебной работе

Схема, показанная на рис. 1, легко вписывается в систему процедур разработки и оценки программ информатизации образовательных учреждений. Накапливая данные в течение долгого времени, можно встроить изучение процесса информатизации школы в цикл работ по ее развитию.

В качестве параметров кластеризации служат семь обобщенных характеристик или факторов (табл.1).

К-модель помогает в решении задач, возникающих при подготовке и оценке выполнения программы информатизации школы.

Администрация школ разрабатывает свою программу информатизации, изучая Истории информатизации фокусных школ,  выбрав направление развития своей школы.

В материалах проекта ИСО, реализованном НФПК, использовались следующие условные названия для каждой из типичных групп (кластеров) школ:

1.    «Школы, в которых работают над созданием условий для дальнейшего развития»

2.    «Школы начального этапа информатизации»

3.    «Школы с неиспользованными возможностями»

4.    «Школы начального этапа информатизации с повышенным техническим оснащением»

5.    «Школы развитых вариативных форм учебной работы»

6.    «Школы развитых вариативных форм учебной работы при высоком урове доступа к сети Интернет и активном использовании  проектных методик»

7.    «Школы с высоким развитием цифровой образовательной среды»

8.    «Школы высокого уровня вариативных форм учебной работы и развития цифровой образовательной среды»

9.    «Школы, работающие в  ИКТ-насыщенной образовательной среде»

10.  «Школы, использующие Интернет»

11.  «Школы с ИКТ компетентной администрацией и развитой цифровой образовательной средой»

12.  «Школы, которые  активно используют ИКТ и Интернет в педагогической практике»

Получив сведения о кластерной принадлежности своего образовательного учреждения, школы могут оценить возможные направления развития своего ОУ.

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»