Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Краткий обзор подходов к ИКТ-тестированию

 

Рабочая программа “EDUCATION AND TRAINING 2010”.

В марте 2000 г. Европейский совет поставил цели адаптировать Европейское образование к потребностям общества. В связи с этим был сформулирован набор основных умений, которыми должен овладеть человек в результате обучения на протяжении всей жизни. Одним из таких умений признаны ИКТ и использование современных технологий.  Опубликованный в 2004 г. отчет включает формулировки ключевых компетентностей, которыми должен владеть каждый, от которых зависят успешность результатов в любой образовательной деятельности. 

Одной из компетентностей, рассматриваемых в программе, является “Цифровая компетентность”. Она подразумевает уверенное и критическое использование электронных средств массовой информации для работы, досуга и общения. Эта компетентность основана на логическом мышлении, высоком уровне владения управлением информации и высокоразвитым мастерством общения.

На базовом уровне ICT-мастерство включает в себя использование информационных технологий современного общества (компьютерных, мультимедийных, Интернет, электронные средства массовой информации, банкоматы, мобильные телефоны и т.п.) для поиска, доступа, хранения, выработки, представления и обмена информации, а также коммуникацию между людьми и работу с Интернет.

В данную компетентность включены следующие знания:

    1.  понимание основных компьютерных приложений, включая текстовый процессор, электронную таблицу, базу данных, способы хранения и обработки информации;

    2. осведомленность в своей сфере деятельности, основанная на использовании Интернет, и электронных способов передачи информации, таких как e-mail, видеоконференции и др., понимание разницы между реальным и виртуальным миром;

    3. понимание потенциала информационных технологий для возможности трудоустройства, поддержки инновационной деятельности человека и вовлеченности его в дела общества;

    4. базовое понимание надежности и достоверности получаемой информации и уважение к этическим принципам при интерактивном использовании информационных технологий.

В данную компетентность включены следующие умения:

    1. способность искать, собирать, создавать, организовывать электронную информацию, систематизировать полученные данные и понятия, умение отличать субъективное от объективного, реальное от виртуального, релевантное от нерелевантного);

    2. способность использовать подходящие средства (презентации, графики, диаграммы, карты) для комплексного понимания полученной информации;

    3. способность искать и находить требуемые веб-сайты и использовать Интернет-сервисы такие как форумы и e-mail;

    4. способность использовать информационные технологии для критического осмысления происходящего, инновационной деятельности в различных контекстах дома, на работе и на досуге.

В данную компетентность включены следующие отношения с ИКТ:

    1. привычка использовать информационные технологии самостоятельно и при работе в команде, умение определять ценность той или иной информации;

    2. позитивное отношения к правилам безопасной и ответственной работы в Интернет, включая личные вопросы и понимание культурных различий между людьми;

    3. интерес к расширению горизонтов посредством ИКТ, путем участия в различных сообществах в культурных, социальных и профессиональных целях.

 

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИКТ-ТЕСТИРОВАНИЯ.

 

ООО "Ретратэк" (http://certifications.ru)  Интерфейс не очень удобен, а предупреждение об истечении времени, если о нем не знать, можно и не заметить. Для невнимательного пользователя это обычно приводит к тому, что он не замечает того, что время, отведенное на ответ, закончилось и ему уже показан новый вопрос. По окончанию тестирования выдается краткая статистика: сколько ответов было неверных и сколько вопросов всего в тесте. Система сделана достаточно продуманно, присутствует некоторая защита от взлома и от нажатия в браузере кнопки “Назад”. К минусам данной системы можно отнести то, что некоторые тесты содержат узкоспециализированные вопросы, которые не используются в повседневной практике. Нет какой-либо оценки уровня знаний тестируемого. Тест можно либо “пройти” (ответив на 75-80% вопросов), либо “не пройти”. 

Вопросы в тестах редко повторяются, для большинства тестов подготовлено намного больше вопросов, чем показывается. Во время прохождения теста выбирается несколько вопросов из общего списка (обычно 20 или 25) случайным образом и в случайном порядке. На весь тест отводится некоторое время (обычно 40 минут), так же есть ограничение — на один вопрос отводится не более 3—5 минут. Пользователь предупреждается об истечении времени ответа на вопрос за 30 (или 60) секунд.

 

Учебный центр "Сетевая Академия ЛАНИТ" (http://tests.academy.ru). Система подобна предыдущей. Таблица результатов неожиданно сложна. Сложен текст о том, как представлены ответы на рисунке, и запутанна схема подтверждения того, что тестируемый не хочет больше отвечать на вопросы, а хочет узнать результаты. После прохождения теста появляется простая табличка, где почти ничего не написано. Есть интересная функция «Отметить вопрос, чтобы вернуться к нему позже». Имеется удобная навигация по вопросам — для каждого вопроса предлагается «дальше», «сбросить», «выход», «назад». В системе встречаются как вопросы, где ответом может быть лишь один вариант ответа, так и вопросы, где в качестве ответа можно выбрать несколько вариантов ответов.

 

Центр компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Н.Э.Баумана (http://tests.specialist.ru). Сложный интерфейс основных страниц, обилие flash-баннеров и элементов дизайна, большой трафик, в процессе прохождения тестов используются неоправданно большие картинки, у текста вопроса белый фон, у всего остального – светло-голубой, что несколько раздражает и отвлекает. Есть возможность пропустить вопрос, но реализовано это очень неудобно: при каждом пропуске вопроса появляется окно для подтверждения. (Если требуется пропустить один—два вопроса – это допустимо. Однако, если пользователь захочет пропустить 15 или более вопросов – это довольно неудобно.) После прохождения теста показывается количество правильных и неправильных ответов, а также результат тестирования в виде «тест [не] сдан». Нет защиты от нажатия кнопки «Назад». Нет возможности вернуться к предыдущему вопросу. Для каждого вопроса предлагается 4 варианта ответа. Все ответы отмечаются чекбоксами, т.е. всегда можно выбрать несколько вариантов ответов.

 

 Центр тестирования и сертификации UpMark.ru (http://test.upmark.ru). Результат тестирования не информативен: количество вопросов в тесте, количество вопросов, необходимое для сдачи теста, количество правильных ответов, количество набранных баллов, процент правильных ответов. К плюсам следует отнести наличие онлайновой библиотеки по тематике тестов.

 

Центр тестирования профессионального образования (http://www.ast-centre.ru). Интересный элемент дизайна – маленькое окно для ввода пароля при выборе теста. В основном же интерфейс сложно назвать интуитивно понятным.  Часть вопросов сделана в виде единой картинки, что  не очень удобно. В нижней части окна находится панель, где можно вызвать справку, пропустить вопрос, прервать тестирование. На каждый вопрос можно выбрать несколько вариантов ответов. Результат тестирования  малоинформативен.

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИКТ-ТЕСТИРОВАНИЯ

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»